Японские сады


Японский сад – на данный момент едва ли не самое модное направление ландшафтного дизайна. Это возможность прикоснуться к восточной культуре, приблизиться к познанию загадочной, завораживающей философии Японии и Китая.

Японский сад

Особенности японского сада

Японские сады не просто отличны от европейских, они совершенно противоположены по заключённой в них мысли. Можно отметить следующие особенности японского сада:

1. Символизм.

Японские сады всегда строятся на принципе символизма. Являясь уменьшенной моделью горных ландшафтов Азии, самой природы, а в конечном итоге и всего мироздания, они насыщаются символами. Камни означают горы, пруды – моря, ручьи – реки. Природные формы не только изображают себя в увеличенном масштабе. Они выражают мировоззрение людей.

В японском саду при его видимой простоте, наглядной конкретности привычных природных форм трудно сразу увидеть и осознать какой-то скрытый смысл, многозначную содержательность.

Философский смысл символизма заложен в буддийском учении. В нём утверждается, что для передачи скрытой сути вещей и явлений непригодны слова и понятия, что путь к истине – в интуиции, в созерцании природы или её образов в искусстве. Символ важнее цепи логических рассуждений, а миг переживания красоты может стать моментом соприкосновения с истиной.

Особенно ярко символизм проявляется в маленьких садах, где элементы, от которых приходится отказываться, не просто исчезают, но как бы подразумеваются зрителем, а оставшиеся обладают повышенной выразительностью, несут добавочную смысловую нагрузку.

Ландшафт Азии

2. Естественность.

Японский сад – это природа естественная,  в которой уже заложена красота и разумность. Таким образом, в восточном саду природу не преображают, а лишь адаптируют для зрителя, делают более понятной. При этом природа становится соавтором дизайнера, поскольку только она властна над сменой сезонов, жизнью растений и окраской их листвы.

Основным понятием здесь следует признать: «Природа – это идеал, к которому мы должны стремиться». Можно идеализировать природу, выражать её через символы, но нельзя создавать того, чего никогда не встречается в природе.

3. Уединённость.

Созерцание природы или её уголков, преображённых человеком, помогает приблизиться к постижению основных вопросов бытия. В отличие от европейского сада, где всё подчинено воздействию на органы чувств посредством цвета или ароматов, японский сад преследует только одну цель: помочь отрешиться от всего суетного и обрести душевное равновесие.

Японские сады рассчитаны не на внешнее подчеркивание различных элементов природы, а на побуждение человека к созерцанию. Внешнее не существенно, главное внутри. Находясь в японском саду, человек должен задуматься о вещах высшего порядка, сосредоточится на действительно важных мыслях.

Спокойствие Японского сада

Элементы Японского сада

Любой японский сад состоит из ряда характерных элементов, которые приведены ниже.

1. Камни

Камни в японском саду олицетворяют светлое мужское начало «ян». Они составляют «скелет» сада и задают его структуру. От них зависят величина и форма водоёма, распределение растений в саду. Поэтому искусство подбора и расстановки камней — одно из важнейших в создании сада.

Камни подбираются по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю и всем другим его элементам. Следует использовать естественные, природные камни. Округлые валуны и обработанные глыбы не подойдут. Больше всего ценятся причудливые камни, покрытые ржавчиной или мхом, камни с отверстиями от выветривания пород, и камни, поднятые со дна рек и озёр. Чем необычнее и удивительнее камень, тем он лучше, так как природе пришлось потрудиться над его созданием. Используют камни зеленовато-голубого, коричневого, красного и пурпурного цветов, реже – белого. Если глыба выглядит слишком «свежей», то её «состаривают», выращивая на ней мох.

В каждом камне нужно увидеть своё "лицо" и свою "позу", и наделить его определённой ролью в композиции. Он может лежать или стоять, прислоняться или поддерживать, убегать или преследовать, смотреть вверх или вниз.

Из камней составляют композицию с основной и второстепенными группами. Каждая группа выстраивается по принципу разностороннего треугольника, самая длинная сторона которого обращена к входу в сад, самая короткая помещена слева, а средняя справа. Камни всегда размещают по диагонали или параллельно линии главной части сада. Композиция составляется, как правило, из трёх (одного большого главного и двух небольших боковых), реже пяти или семи камней. Камни устанавливают на поверхности или частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли.

Камни в Японском саду

2. Вода

Второй главнейший компонент сада – вода. Она символизирует тёмное женское начало «инь». Она же – символ жизни и жизненной энергии. Водная стихия является одновременно и воплощением покоя, и приметой вечного движения и перемен.

Пруд в Японском саду

Функции водоёмов очевидны. Пруд, отражающий небо и растения на его берегу, делает малое пространство объёмным. Ручей, перепрыгивая через небольшие валуны, играет солнечными бликами и делает сад более динамичным.

Вода в японском саду присутствует в виде прудов, ручьёв, водопадов, либо заменяется «сухим ручьём», в котором её имитирует мелкий гравий или песок. Не допустимо использование в дизайне неестественных форм и фонтанов:

  • Пруд создают лишь в больших японских садах. Он должен иметь неправильную форму, извилистые песчаные или каменистые берега, заливы и острова. Уровень воды в пруду следует поддерживать почти вровень с берегом, облицовка при этом исключается. Берег оформляется с учётом отражательной способности воды, на зеркальной поверхности которой создаются своеобразные картины. Значительная часть пространства самого пруда занимается нимфеями и лотосами.
  • Ручей проще в исполнении и не требует таких больших площадей, как пруд. Своими причудливыми изгибами и поворотами он в равной степени с камнями задаёт схему сада, определяя расположение всех остальных элементов. Он может изображать спокойную реку или же бурный поток с порогами и водопадами.
  • Водопад - самый доступный из естественных водоёмов. Его устраивают вдали от дома, но так, чтобы был слышен звук воды, а в лунную ночь виден отблеск струй. Для создания водопада используют один большой неровный камень, с которого будет падать вода, и 2 камня меньших размеров (кладут по краям большого), которые образуют русло потока. Форма водопада может быть любой.
  • Сухой ручей, как альтернатива настоящему водоёму, чрезвычайно востребован в наших условиях. Умело сделанный, сухой ручей создаст ощущение, что вода в нём только что высохла, и случайный дождь вновь вернёт его к жизни. В зависимости от размеров камней (песка) и способа их укладки он сымитирует и тихий ручеёк, и горную речку. Технология создания такого ручья весьма проста. Расчерченную под русло площадку засыпают песком или щебнем и граблями наносят рисунок в виде волн и ряби. Недостаток у сухого ручья один – время от времени придётся восстанавливать рисунок, досыпать песок (щебень) и опрыскивать поверхность водой.

3. Растения

Растения – третий важнейший атрибут японского сада. Их подбор и расстановка – сложнейшая задача, требующая знания сложнейших законов и правил создания сада.

В японском саду доминировать должны оттенки зелёного, серого и коричневого цветов. Яркие краски мешают настроиться на спокойный лад, поэтому от пёстрых многолетников приходится отказываться. Основное внимание следует уделить контрасту, игре форм и текстур, света и тени.

Предпочтение следует отдавать невысоким, вечнозелёным растениям. Просто необходимо посадить сосну, сакуру (либо сходную с ней сливу или вишню) и японский клён (с изящными лапчатыми листьями, густо краснеющими в ноябре). Для японского сада подойдут: можжевельник, тис, ива, бересклет, барбарис, рододендрон, азалия, магнолия, пион, хризантема, папоротник, хоста, различные злаки, а также используемые для украшения водоёмов ирис и лотос.

При составлении композиций необходимо учитывать оттенки зелени: более тёмную лучше поместить на заднем плане, а светлую – на переднем. Это создает ощущение глубины пространства сада. Деревья нужно расположить так, чтобы они образовали группу и, в то же время, каждое рассматривалось бы с разных сторон самостоятельно.

Японские сады должны выглядеть привлекательно в течение всего года. Растительные композиции надо создавать с расчётом на различное сезонное звучание, смену одних акцентов на другие: весенние уступают место летним, а затем осенним и зимним сюжетным картинам. Весной сад окутывают бело-розовые облака цветущей сакуры и азалии, маленький пруд застилается лепестками. Летом на кустарниках распускаются цветы, радуют глаз яркие рододендроны. Осенью клёны полыхают костром из листвы. Зимой переплетение голых ветвей деревьев рисует свой причудливый узор на фоне неба, а зелёные сосны покрываются, словно цветами, шапками белого снега. Внимание всякий раз привлекает растение, самое интересное в данный момент.

Растительные композиции Японского сада

4. Цукубай

Цукубай – традиционный элемент японского сада, представляющий собой каменную чашу с водой, высотой около 25 см (иногда 50 см), в которой традиционно мыли руки при чайной церемонии. Обычно цукубай располагают на низкой небольшой ровной площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада. В некоторых случаях он может находиться на уровне земли.

Цукубай состоит собственно из водного бассейна ("каменной чаши" с водой) и валунов. На одном из валунов лежит маленький ковшик из бамбука с длинной ручкой, на другом – стоит свеча. Каждый гость обязан омыть руки, лицо, прополоскать рот, затем, особым образом поднимая ковшик с водой, омыть после себя ручку ковшика.

В цукубае постоянно должна меняться вода. С этой целью создают специальную систему из бамбуковых трубок («какеши»). К ней незаметно подводят водопровод. Для предотвращения затопления, в месте постановки цукубая делают небольшую дренажную систему.

Цукубай

5. Японские фонари

Японские фонари считаются одним из основных элементов японского сада. Их помещают в определенной композиционной точке в сочетании с камнями, кустарниками, деревьями, водоёмами или цукубаем. Для изготовления настоящих фонарей применяют различные камни (чаще всего гранит), дерево или пемзу. Дешёвые варианты делают из гипса и пластика.

Используют следующие виды фонарей: приземистые (с широкой крышкой, по форме напоминающие домик), изящные и потайные; на подставке или на ножках. Каменный фонарь, как правило, состоит из пяти частей, символизирующих один из пяти элементов: землю, воду, огонь, ветер, небо. Место для свечи – это огонь, круглая "луковка" наверху – небо, "крыша" с загнутыми кверху углами – ветер, опора – вода, основание – земля.

Не стоит забывать и о том, что японский фонарь – это не только украшение, но и прибор для освещения сада в тёмное время суток. Блики свечи, установленной в нём, могут раскрыть непривычные грани ночной жизни сада.

Японские фонари

6. Дорожки

Дорожки играют в японском саду очень важную роль. Их цель – провести посетителя по всем примечательным местам сада. Благодаря многочисленным изгибам, они удлиняют путь и создают эффект разнообразного пространства. Пейзаж меняется за каждым поворотом.

Как правило, дорожки делают из камня, реже из дерева (неотёсанных досок, брёвен, круглых спилов). В разных местах садика они могут быть выложены из различных материалов. Камни должны размещаться на 2-5 см выше уровня земли. Длинная ось каждого камня при этом должна быть перпендикулярна к направлению тропинки. Размеры камней и их узор задают ритм шагов. При оптимальной схеме установки камни располагаются как следы (один – для левой ноги, другой – для правой), чтобы вынудить зрителя к неспешной прогулке. В местах, где требуется, чтобы зритель остановился и осмотрелся вокруг, поперёк тропинки кладут широкий камень (для обеих ног).

Дорожки из камня

7. Ограждение

Ещё одной особенностью, присущей всем японским садам, является их закрытость от внешнего мира. Стена сада не ущемляет его естественности, а наоборот, выделяет пространство сада, делает его «миром в мире». Она становится частью окружающего ландшафта, поскольку строится с таким расчётом, чтобы следовать складкам рельефа.

В качестве оград в японских садах используют бамбуковые изгороди и плетни, изготовление которых является особым искусством. Изгородь высотой 1-2 м устанавливают на естественной границе сада. Плетни из бамбуковых палок или тонких веток деревьев используют для отделения частей сада друг от друга. Часто изгородь оплетают лианами. Иногда в сплошной стене вырезают небольшое оконце, чтобы мельком приоткрыть прохожим привлекательную красоту сада.

Бамбуковая изгородь

8. Арки

Там где есть заборы, должны быть и двери. Вход в огороженный японский сад принято обозначать аркой. Очень важно правильно выбрать место для арки. Её следует установить прямо напротив выходящих в сад окон дома с таким расчётом, чтобы зрителю, находящемуся вне японского сада, открывался лишь маленький кусочек того, что ожидает его по ту сторону арки.

Создавая арку, следует придать ей оттенок восточной культуры. Для этого при строительстве достаточно отказаться от аккуратного бруса или просто-напросто выдвинуть верхнюю перекладину на некоторое расстояние от опорных столбов. В качестве материалов следует использовать брёвна, брус или толстый бамбук. Дальнейшие действия ограничиваются только фантазией создателя арки.

Арка в Японском саду

9. Беседки

В традиционных японских садах практически всегда ставилась беседка. Она могла служить для работы, чаепитий, медитации.

Японские беседки во многом отличны от беседок европейских. Как правило, это небольшие открытые сооружения из дерева или бамбука без каких либо излишеств внутри. Они служат для уединения и созерцания, поэтому размещаются в самом выгодном месте сада, чтобы вид из них был наиболее привлекательным и выразительным. Не стоит думать, что беседки в японском саду обязательно должны иметь некие восточные черты (специфические крыши и украшения). Гораздо больше в данном случае ценится простота и аскетичность.

Японская беседка

10. Лавки

Лавки (скамейки) – практически обязательный элемент японского сада. Также как и беседки их устанавливают в наиболее живописных местах для созерцания сада. Наряду с цукубаем и фонарями они играют роль скульптурных украшений.

Для японского сада лучше всего подойдут нарочито грубые, массивные лавки (без спинки). Верхняя часть по возможности должна быть цельной. Её можно сделать из большой каменной плиты или из широкого бревна. Не желательно выравнивать поверхности, шлифовать их до гладкого состояния, покрывать краской или лаком. Всё должно быть предельно естественным. Ножки делают из камней или колод. Иногда от них и вовсе отказываются, устанавливая высокие лавки прямо на землю или на специальные насыпные холмы.

11. Мостики

Мостики через водные или «сухие» потоки – интересное, стильное украшение японского сада. В саду с естественным ландшафтом лучше выглядят грубые мосты из плоских, неотёсанных каменных плит или деревянных планок. В крупных садах мосты могут быть и менее естественными. Прекрасно смотрятся подвесные мосты из бамбука или дерева, изящно повисшие над зеркалом воды, а также зигзагообразные деревянные настилы и переходы из камней, расположенных под углом друг к другу.

Мостики через водные

12. Скульптура

В японских садах скульптурные украшения играют второстепенную роль. К ним предъявляются особые требования, так как они должны гармонично вписаться в ландшафт. Помимо традиционных фонарей широкое распространение получили каменные пагоды и статуи Будды. Не редко в саду можно встретить и бамбуковое пугало (сиси-одоси).

Пагоды (башни) заслуживают особого внимания. Они всегда имеют нечётное число ярусов с каменными пластинками, чаще всего четырёхугольной, иногда шести- и восьмиугольной или круглой формы. В маленьком саду хорошо смотрится пятиярусная башня. Пагоды размещают около цукубаев, мостов, водоёмов и водных потоков, рядом с декоративными камнями или перед большими деревьями. В отличие от фонарей обязательным атрибутом японского сада они не являются и устанавливаются по одной на сад.

Фигурку Будды (иногда Конфуция,  дракона и т. п.) перед установкой в сад необходимо «состарить». Она должна обрасти мхом, лишайником, посереть. Для неё следует выбрать срытый интимный уголок вблизи дорожки. Однако нужно помнить, что в настоящем японском саду скульптура играет религиозную роль, и поэтому с философской точки зрения, будучи установленной приверженцем иной религии, нарушит гармонию сада, превратив его в дешёвую подделку.

Фигурка Будды

13. Колодец

Ещё одним необязательным атрибутом японского сада является колодец. Утратив практическое значение, он стал декоративным элементом.

Для создания импровизированного колодца потребуется сложить небольшое кольцо из камня и соорудить над ним подъёмный механизм для деревянного ведра. Такое стилизованное сооружение станет прекрасным дополнением к цукубаю.

14. Коряги и пни

В японский сад по соседству с молодыми цветущими или плодоносящими деревьями можно поместить остовы сухих деревьев и ветхие пни, зарастающие мхом и папоротниками. Такие композиции будут символизировать красоту естественного хода жизни.

15. Надписи

Не редко в японских садах используют надписи. На стены можно нанести стихи, беседку украсить изречениями, на камнях и пагодах выбить письмена. Слово в садовом пейзаже как бы восполняет недостатки чувственного восприятия, призывает внимать тому, чего, казалось бы, и нет вокруг, но что является как нельзя более естественным для данного места.

Надписи, возможно, не будут лишними и в вашем саду. Однако следует отметить, что в нашей стране надпись на японском или китайском языке, утратив смысловую нагрузку, станет всего лишь загадочным украшением. Поэтому мудрые изречения и поэтические строки лучше писать по-русски красивым каллиграфическим подчерком, либо заменять их на рисунки с восточной тематикой.

16. Пустое пространство

Пустые пространства – такая же неотъемлемая часть японского сада, как камни, вода и растения. Они позволяют создать фон и подчеркнуть красоту каждого элемента. Заполнять такие пространства следует мхом, низкими почвопокровными растениями, различными мульчирующими материалами (корой, щепой, скорлупой кедрового ореха и т. п.). Ни в коем случае нельзя высаживать в японском саду газон. Он будет слишком высоким, а стрижка станет настоящей проблемой.

Как показывает опыт, вписать японский сад в европейский ландшафт совсем не сложно. Для сада в восточном стиле выбирается укромное тенистое место на краю участка. Его площадь может составлять всего 1,5-2 сотки.

При построении японского сада необходимо неукоснительно соблюдать принцип направления слева направо и принцип асимметрии. Принцип направления слева направо связан с психологическими и эстетическими законами восприятия движения. Соблюдение этого закона в композиции группы камней даёт ощущение глубины пространства, а также общего равновесия масс. Принцип асимметрии говорит о том, что ни один из предметов не должен быть равен по размеру другому, как не должны они быть размещены параллельно.

Японский сад, как правило, состоит из нескольких групп с различными функциями. Композицию центральной группы могут составлять камни, водопад и деревья. Вторая группа (вспомогательная) должна подчиняться основной и подчёркивать её главную пластическую идею. Третья группа (гостевая) устанавливается несколько поодаль, не подчиняясь первой, но контрастируя с ней и уравновешивая её. Роль четвертой группы – связать сад с домом, с архитектурной формой. Пятая группа образует фон для всей композиции (чаще всего это высокие деревья, иногда естественная природа за пределами сада, силуэт леса). Помимо основных групп, может быть значительное число добавочных, в зависимости от величины и типа сада.

Соблюсти все строгие правила построения японского сада возможно даже в наших климатических условиях, но гораздо важнее не скопировать восточный стиль, а создать сад, отвечающий древней философии, пусть даже с элементами, не характерными для Японии.