- Благоустройство
- Дорожки и площадки
Дорожки и площадки
Дорожки и площадки обязательный элемент благоустройства. Дорожно-тропиночная сеть обеспечивает удобный проход от здания к зданию, связывая между собой отдельные элементы сада. Площадки играют роль мест для комфортного отдыха и стоянки автомобилей.
Дорожки бывают сплошными и пошаговыми. Сплошные дорожки эстетичнее, но требуют регулярной очистки. Пошаговые дорожки оригинальнее, легко вписываются в природный ландшафт, но плохо защищают от грязи и сильно зарастают травой.
Как правило, на загородном участке используют оба типа дорожек. Основные строения (дом, баня, хозяйственная постройка) соединяют между собой и с входными зонами (калитка, ворота) широкими прямыми дорожками с твёрдым прочным покрытием, а по саду организуют сеть более узких и извилистых пошаговых тропинок из натуральных материалов.
Основание для дорожек и площадок может быть песчано-гравийным или бетонным. Бетонные основания прочнее и долговечнее, но сложнее и дороже в устройстве. Их используют для автомобильных стоянок или для дорожек на участках с неустойчивыми грунтами. Песчано-гравийная подушка представляет из себя слой щебня толщиной 5-20 см и слой утрамбованного песка толщиной 5-15 см, на которые укладывается покрытие. Для большей прочности под щебень, а также между щебнем и песком укладывают геотекстиль.
Выбор материалов для создания площадок и дорожек огромен. Условно все покрытия можно разделить на жёсткие, мягкие и естественные.
Жёсткие покрытия – это асфальт, бетон, тротуарная плитка, брусчатка, природный камень т. п. Асфальт и бетон на загородных участках используется редко. По причинам низкой декоративности и неестественности они плохо вписываются в ландшафт. Однако говоря про бетон, нельзя не упомянуть о новом модном покрытии – «крашенном бетоне». Суть новинки в использовании специальных добавок и красителей, которые окрашивают цемент в разнообразные цвета, и шаблонов, с помощью которых на не до конца подсохший бетон наносится рисунок имитирующий тротуарную плитку, брусчатку и даже натуральный камень. Эта технология завоёвывает всё большую популярность. По утверждениям производителей «крашенный бетон» выглядит не хуже тротуарной плитки, а по прочности, долговечности и цене во многом её превосходит.
Тротуарная плитка – самое распространенное покрытие для дорожек и площадок. В продаже можно встретить плитку различного размера, формы, толщины, цвета, с разнообразными рисунками. Выбирая, какая тротуарная плитка подойдёт Вам, обратите внимание на следующие моменты:
Чем мельче плитка и сложнее по форме, тем дольше и тяжелее её укладывать.
Размер плитки определяет ширину дорожки.
Слишком гладкая плитка зимой и во влажном состоянии будет скользкой. Шероховатая плитка собирает грязь, её труднее очищать и отмывать.
Тонкая плитка дешевле и легче, но в то же время и более хрупкая.
Извилистые дорожки проще делать из небольшой по размеру плитки.
Брусчатка и природный камень используются при построении дорожек и площадок ценителями природной красоты и естественности. Это очень дорогие и требовательные материалы. Для дорожек и площадок, как правило, используются прочные камни, плоской или почти плоской формы (плитняк).
Мягкие покрытия, такие как песок, щебень и гранитный отсев, на загородных участках для создания дорожек используются редко или в качестве временного покрытия. Они не долговечны, и за ними сложно ухаживать.
Терассная доска – материал всё чаще применяемый для мощения площадок, а иногда и для построения дорожек. Она практична, долговечна и весьма декоративна.
Спилы деревьев тоже используются для создания пошаговых дорожек в саду. В продаже также можно встретить различные пластиковые модули для дорожек и площадок, они имитируют и те же спилы, тротуарную плитку и даже натуральный камень.
Бордюр используют для укрепления и украшения дорожек. Бордюрные камни могут устанавливаться выше или вровень с дорожкой.
При устройстве дорожек и площадок не следует переусердствовать. Лишние элементы дорожно-тропиночной сети перегружают пейзаж, создают путаницу при ходьбе, затрудняют доступ к подземным коммуникациям и препятствуют свободному развитию корневой системы деревьев и кустарников.
Площадки для парковки автомобилей заслуживают особого внимания из-за большой площади и высоких нагрузок, которые они должны выдерживать. Площадь стоянки зависит от размера и количество автомобилей паркуемых на ней; прочность – от массы этих автомобилей. Для маленьких парковок на 1-2 автомобиля подойдёт стоянка на песчано-гравийном основании. Для больших тяжёлых машин парковку лучше забетонировать. Из-за большой площади на стоянках возникает проблема застоя воды и образования луж. Для её решения автопарковки всегда делают с небольшим уклоном (сток воды) и снабжают ливневыми канавками, прикрытыми металлическими решётками.
Экологические парковки – площадки для стоянки автомобилей на газоне. Экопарковки в последнее время получили широкую популярность не только в городах, но и на загородных участках. Суть таких парковок на газоне состоит в том, что на подготовленный участок укладывается специальная газонная решетка из пластика (реже бетона), внутрь которой высевается газон. В результате припаркованный автомобиль своими шинами не проминает почву и не повреждает газон.
Решетки для газона отличаются по качеству и прочности материала, цвету (зелёные или чёрные), размеру и форме ячеек, высоте и эластичности. Тип газонной решетки для экологической парковки следует выбирать исходя из следующих моментов: количества автомобилей и их массы, времени стоянки, частоты заездов/выездов, использования стоянки по сезонам. Чем больше нагрузка на газон, тем прочнее должна быть газонная решетка, а соответственно лучше пластик, меньше ячейки, больше высота. Самые простые газонные решетки продаются в рулонах, имеют небольшой вес, их легко расстелить на основание. Более дорогие, прочные и долговечные варианты решеток монтируются секциями.
В газонные решетки на экопарковках высеваются семена газонных трав, устойчивых к вытаптыванию, затенению и экологическому загрязнению. По правилам уровень засыпаемого в ячейки плодородного грунта должен быть на 2-3 см ниже верхнего края решетки. Это усложняет и без того непростую задачу равномерного распределения почвы и семян по ячеистой структуре газонных решёток. Если посеять газона на уровне верхнего края решетки, то корни трав очень скоро окажутся выше этого уровня и будут страдать от давления автомобильных шин. Если слишком сильно заглубить посевы, то невозможно будет проводить полноценную стрижку газона, из-за чего он загустеет и придёт в негодность.
В общем и целом идея экологических парковок на основе газонных решёток кажется очень привлекательной. Затраты на её устройство меньше, чем на строительство парковок с твердым покрытием, их проще сделать, естественная лужайка смотрится лучше однообразного бетона, газон на ровном основании легко подстричь и, наконец, нет необходимости регулярно чистить и мыть экопарковку. Однако остаются серьёзные вопросы к долговечности экологических парковок. Многие пользователи утверждают, что газон теряет декоративность за 1-3 года, а решётки приходят в негодность через 5-7 лет. Не стоит забывать и о том, что ни какой газон не сможет выдержать постоянного затенения (если машина целыми днями стоит на одном месте) и токсичного воздействия пролитого машинного масла и бензина.